Знаете ли вы, что решение купить тот или иной товар при посещении супермаркета фактически принимается не вами? Скажете, нет? Может, это несколько утрировано, но тем не менее, даже когда мы идем в супермаркет за хлебом и молоком, к примеру, мы выходим оттуда далеко не с этим набором продуктов, а с товарами значительно большего ассортимента. Конечно, мы можем аргументировать необходимость каждой дополнительной покупки, но ведь изначально, когда мы заранее обдумывали, что нам нужно купить, данного товара в нашей потенциальной корзине продуктов не было. Значит, на самом деле нам этот товар был не нужен, а мы его купили. И так раз за разом наши расходы при походе в магазин превосходят запланированные, а семейный бюджет по итогам месяца недосчитывается значительных сумм.
«Около 80% решений о покупках принимается в магазине, из которых 60% являются импульсивными», - считает исполнительный директор дизайнерской компании Gerstman + Meyers Герб Мейерс. И, похоже, он прав. Против нас, потенциальных покупателей, работают сотни и тысячи профессионалов – маркетологов, психологов, дизайнеров, мерчендайзеров, цель которых - заставить нас оставить в магазине как можно больше денег. И делают они свою работу, используя научные достижения. Именно в соответствии с научными исследованиями супермаркеты проектируются таким образом, чтобы отвлекать внимание покупателя, а не помогать совершать покупки. Количество товаров и характер их размещения просчитываются на компьютере и корректируются на основании поведения покупателей.
В ход идут всевозможные методы манипулирования, начиная с расположения товаров и дизайна упаковки и заканчивая музыкой, ароматами и визуальными эффектами. Почему музыка и ароматы стали активно применяться мерчендайзерами – и этому есть вполне обоснованное научное объяснение. Оказывается, сенсорные мембраны в носу напрямую связаны с мозгом и потому способны обрабатывать входящие сигналы без фильтрации, в отличие от остальных органов чувств, вызывая сильные воспоминания, чувство слабости или эйфорию. А музыка, использованная должным образом, будоражит и возбуждает, становясь опять же мощным инструментом принуждения. Исследования показывают, что покупатели, слушающие музыку, проводят в магазинах на 18% больше времени и покупают на 17% товаров больше, а в бакалейно-гастрономических магазинах музыка дает рост продаж на внушительные 38%.
Состояние, в которое впадает любой посетитель торгового центра, теряя в его лабиринтах сознательный контроль над своими решениями, носит название «перенос Грюэна» - в честь Виктора Грюэна, придумавшего первый молл в 1965 году. Главные симптомы «переноса Грюэна» - затуманенный взгляд, потеря ориентации, внушаемость. Именно в таком состоянии податливости мы и совершаем незапланированные, импульсные покупки.
Даже умение детей донимать родителей успешно используется в супермаркетах и моллах – с помощью детей маркетологи нацеливаются на кошельки их родителей. И тут не обходится без науки – ведь при создании новых игрушек и разработке новых методов рекламы маркетологи нанимают детских психологов, помогающих им проникнуть в сознание ребенка. В результате только в США, по оценкам экспертов, ежегодный объем покупок, которые совершаются под влиянием детей, оценивается в 500 млрд долларов. Даже если вы тщательно спланируете список покупок, по дороге вы все равно купите мороженое, игрушки или сладости, которые захотят ваши дети. Этот «эффект донимания» успешно используется в торговых центрах как инструмент для оказания влияния на родителей.
Так как же противостоять управлению сознанием – ведь оно сегодня охватывает все сферы жизни: потребление, личную свободу, общественную жизнь, СМИ и сферу Интернета. Со всех сторон нас атакуют всевозможные компании, навязывая свои товары и услуги, охотятся за нашими деньгами и принуждают нас к подчинению. Как противостоять управлению сознанием, как научиться распознавать скрытую рекламу, неявное давление, открытое и тайное принуждение?
Решать проблему глобально опять же пытаются научными методами многие профессионалы. Мы же попытаемся дать несколько простых и понятных советов о том, как сохранить за собой право на свободный выбор хотя бы в пресловутых супермаркетах и моллах и не угодить в искусно расставленные в них ловушки.
Совет 1. Собираясь в супермаркет, составьте список необходимых продуктов и делайте покупки строго по нему. Помните, что в большинстве крупных магазинов молочные отделы располагаются очень далеко от входа и хлебного отдела и поход за молоком или хлебом может превратиться в обход всего супермаркета – и тогда лишних покупок вам не избежать.
Совет 2. Не ходите в магазин голодным и расстроенным. Голодный человек начинает набирать намного больше продуктов, чем хотел (да еще при разносящемся повсюду аромате аппетитной сдобы или кофе), а расстроенный, пытаясь снять стресс, часто балует себя покупкой не таких уж и нужных товаров.
Совет 3. Старайтесь долго не задерживаться в магазине, планируя на покупки определенный промежуток времени.
Совет 4. Берите с собой в супермаркет спутника – доказано, что одинокий человек больше расположен к покупкам и проводит в магазине больше времени.
Совет 5. Не покупайте товары с так называемых «золотых полок», на которых на уровне глаз покупателя расположены далеко не самые дешевые продукты. Не ленитесь – внимательно изучите ценники и на товары с нижних полок – вы увидите, что, как правило, там всегда можно найти товар с оптимальным соотношением «цена-качество».
Совет 6. Будьте внимательны при покупке товара со скидкой – прежде чем оплатить его, еще раз взвесьте, насколько он вам нужен.
Совет 7. Не принимайте поспешных решений, наткнувшись на спецпредложение или рекламную акцию – опять же задумайтесь, нужна ли вам «фирменная кружка» при покупке кофе или чая, и выгодно ли вам на самом деле покупать по акции типа «три товара по цене одного». К тому же еще большой вопрос, действительно ли цена в этой акции действительно настолько выгодная.
Совет 8. Прежде чем решиться на участие в акции «собери фишки и купи со скидкой», как правило, довольно дорогой товар, хорошенько изучите качество предлагаемого товара, его цены в других магазинах – часто данный товар можно найти по более привлекательной цене и не пытаться собирать фишки, приходя каждый раз именно в этот магазин.
Совет 9. Старайтесь ориентироваться в ценниках – их, как правило, умышленно расклеивают вразброс. Не найдя нужной цены на товар, человек берет его и идет на кассу узнавать стоимость, а там ему порой бывает просто неудобно отнести его назад.
Совет 10. Многие магазины выделяют товары и продукты со скидкой разноцветными ценниками - будьте внимательны, зачастую некоторые продукты с такими ценниками продаются по полной цене.
Совет 11. В очереди у кассы не отвлекайтесь на множество заманчивых батончиков, мармеладок, жевательных резинок и конфет. Вы ведь уже взяли все необходимое, а на такой «мелочный» товар уходят далеко не мелочные деньги. Это еще одна, очередная маркетинговая ловушка.
И, главное, помните, что вы зашли в магазин, чтобы сделать покупку необходимых вам товаров, а не оставить в нем столько денег, сколько нужно его владельцу. Будьте трижды внимательны – и тогда состояние «переноса Грюэна» вам не грозит.
Источник http://domoho.forblabla.com/blog/45572034800/Kak-ne-potratit-lishnego
0 коммент.:
Отправить комментарий